Кто может примирить стороны конфликта: рассмотрение коллективных трудовых споров

Коллективный трудовой спор может разгореться на предприятии по любой причине, которая не нашла отклика со стороны руководителя. Возможно, руководитель пытался решить вопрос, ставший причиной спора.

А может быть, претензии коллектива показались ему неуместными, и он решил действовать так, как счёл необходимым. Эти три разновидности возникновения трудового спора определяют различные стратегии в действии сторон.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
 
и !

Оглавление:
  • Кем рассматривается?
  • Государственные органы (службы) по урегулированию
  • Заключение

Кем рассматривается?

Кто может примирить стороны конфликта: рассмотрение коллективных трудовых споровВ первую очередь, возникший коллективный спор в обязательном порядке рассматривает руководитель, без его оповещения о возникшем в коллективе недовольстве, а также – о причине претензий, спор логически не может быть признан таковым. Предъявленная ему претензия должна быть рассмотрена им в течение трёх дней. За этот период он обязан оповестить членов коллектива о проведении общего собрания и назначить дату. Эти 3 дня руководитель может использовать для действий по собственной инициативе:

  1. Назначить собрание и попытаться вступить в диалог.
  2. Создать трудовой арбитраж.
  3. Выявить активистов и подать заявление в суд.

Если руководитель не придаст серьёзного значения разгорающемуся конфликту, после трёхдневного срока из числа активистов избирается примирительная комиссия. После руководителя, подведомственность конфликтной ситуации может перейти к примирительной комиссии, посреднику или трудовому арбитражу.

Примирительная комиссия действует на следующем этапе рассмотрения коллективного трудового спора (КТС) и пытается примирить стороны путём элементарных действий, которые могут помочь в разрешении спора.

Она пытается убедить руководителя рассмотреть претензии коллектива, приводя разумные доводы, и выступает с обращением к коллективу, призывая их пойти на компромисс. Примирительная комиссия использует знание ситуации спора, изнутри, что позволяет ей зачастую, добиться результата. Если в течение 5 дней, примирения не произошло, то в течение последующих трёх дней она решает дальнейший путь разрешения трудового спора:

  1. Приглашение посредника.
  2. Создание трудового арбитража.

Кто может примирить стороны конфликта: рассмотрение коллективных трудовых споровПриглашённый посредник предлагает решение путём ведения переговоров и рекомендаций. Он не имеет права требовать совершения определённых им, действий. Его полномочия ограничиваются непредвзятым взглядом на сущность конфликта и оптимального решения, которое он находит, в соответствии со своим опытом и спецификой ситуации, на почве которой разгорелся конфликт. Если по истечении семи дней он не сможет добиться результата – то примирительная комиссия создаёт трудовой арбитраж.

Трудовому арбитражу раскрываются более широкие полномочия. Он работает с отношениями сторон в течение 5 дней, которые определяют заведомо, что положения трудового арбитража будут приняты ими без обсуждения. Трудовые арбитры получают доступ к любым номенклатурным и иным документам, выслушивают претензии сторон, на основании чего делают выводы о сложившейся на предприятии, конфликтной ситуации.

Подведомственность КТС со стороны трудового арбитража представляет собой систему принятия резолютивного решения, подлежащего обязательному исполнению. Оно не подлежит оспариванию со стороны руководителя или трудового коллектива. Его можно оспорить только в суде, в течение 10 дней после вынесения и утверждения.

Кроме опровержения решения трудового арбитража, в суд можно обратиться и по другим основаниям. Но, необходимо иметь в виду, что для суда в решении КТС будет необходимо представить доказательства проведения процедуры досудебного урегулирования спора, которая заключается в перечисленных выше, действиях.

Государственные органы (службы) по урегулированию

Какие органы разрешают коллективные трудовые споры? Для решения производственных конфликтов, создана специальная служба по урегулированию споров. Она может принимать самое непосредственное участие в рассмотрении и разрешении возникшего спора. Здесь работают опытные специалисты разных направлений.

На официальном сайте этой службы представлен перечень, с подробными данными сотрудников, к которым можно обратиться за консультацией или за помощью.

Основная функция Службы – в предоставлении специалистов для посреднических услуг при решении конфликтов, а также – для предоставления трудовых арбитров.

Обращение в Службу при рассмотрении трудовых споров не является обязательным условием, посредником или трудовым арбитром может выступить любой специалист, которого выберет примирительная комиссия или руководитель. Однако, все специалисты, входящие в вышеназванную службу, имеют однозначное преимущество в силу своего опыта и соответствующей квалификации.

Заключение

Коллективный трудовой спор подобен стихии, вырвавшейся наружу, за пределы строгой организации труда на предприятии. Нужно понимать, что подобные инциденты не возникают на пустом месте, конфликтная ситуация вызревает достаточно долго, сохраняясь в латентной форме до момента возникновения спора.

Реагировать на возникший коллективный спор нужно моментально, потому что каждый виток спирали развития конфликта, делают его всё более, неуправляемым, с возможностью развития забастовочных мероприятий. Поэтому каждый этап рассмотрения спора выходит на новый, более сложный уровень.

Спор также может быть и индивидуальный. Об этом подробно тут.

Самые читаемые

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*