Как главбуху добиться мира в коллективе

Как главбуху добиться мира в коллективе

Подготовка бюджета, формирование отчетности качество выполнения этих и других задач во многом зависит от того, насколько слаженно работают сотрудники. При малейших противоречиях вся рабочая энергия коллектива уходит на выяснение отношений, а на работу времени и сил уже не остается. Вряд ли можно предложить универсальный способ разобраться с любым конфликтом, все зависит от каждой конкретной ситуации. Тем не менее общие правила управления в таких случаях есть.

Если вы хотите избавить свой коллектив от противоречий, подумайте, не делаете ли вы нечто такое, что может порождать подобные проблемы. Для любого руководителя важно чувствовать окружающую атмосферу, вовремя распознавать сложные ситуации, выявлять особенности поведения, провоцирующие конфликт.

Прежде чем переходить к решению проблем, можно попробовать еще ответить на такие вопросы: в чем состояла проблема, породившая конфликт; каким могло бы быть решение; кто бы превосходно справился с этой ситуацией.

В немалой степени искусство управления конфликтами связано с умением видеть ситуацию с разных точек зрения, способностью дистанцироваться от собственной позиции, воспринимать и точно формулировать чужие потребности, находя справедливый баланс интересов.

Попробуйте оценить конфликт максимально объективно и предложите своим сотрудникам сделать то же самое. Все что нужно посмотреть на него с трех позиций: собственная точка зрения, точка зрения другого человека, сторонний наблюдатель.

Умение пользоваться тремя позициями восприятия поможет рассмотреть проблемную ситуацию под разными углами, прочувствовать и понять различия во взглядах и интересах людей, участвующих в конфликте, а в итоге найти новые возможности и перспективы.

Нередко конфликт как будто ходит по замкнутому кругу периодически угасает, потом разгорается с новой силой, перерастая в настоящее театральное представление, но только в реальной жизни. И уже для каждого из его участников решение проблемы как таковой порой не имеет значения, гораздо важнее получение моральных выгод, подтверждение собственного статуса. Такую ситуацию американский психолог Стивен Карпман назвал драматическим треугольником, вершины которого роли конфликтующих сторон: преследователь, жертва и спаситель.

В первой роли, как правило, выступают люди, считающие себя, в отличие от всех остальных, вполне благополучными. Это дает им право чувствовать себя выше других, упрекать и критиковать, считать виновной противоположную сторону. Жертва это не очень уверенный в себе человек, с недостаточной самооценкой. Он или не в состоянии найти собственное решение проблемы, или игнорирует его и ищет помощи у спасителя. Роль спасителя чаще всего играют те, кто, так же как и преследователи, считают себя благополучными. Но, в отличие от преследователей, они не нападают, а помогают.

Несмотря на то что у каждого человека есть предпочитаемая роль, он может менять ее в зависимости от обстоятельств. И пока в коллективе есть такие игроки, конфликт сохраняется, побороть его непросто. Однако стоит кому-либо выйти из круга или кого-то вывести, как играть становится неинтересно. Здесь решить конфликт можно, если довести до сознания участников суть происходящего.

Так, поощряя открытые диалоги с конкретикой и фактами, можно избежать ситуаций, когда одни сотрудники возвышаются, унижая других. Самому руководителю стоит научиться вовремя распознавать подобные игры и не позволять вовлекать себя в них.

Итак, подведем итоги:

1. Признайте и сформулируйте проблему. Причем совместно с подчиненными. Разберитесь, в чем или в ком причина противоречий. Рассмотрите ситуацию с разных точек зрения и поищите точки соприкосновения.

2. Определитесь с желаемым результатом. Вместе подумайте над решением проблемы. Дайте возможность высказаться каждой стороне каким представляется желаемый результат и возможные дальнейшие изменения.

3. Составьте план действий. Чем больше вариантов для решения конфликтной ситуации, учитывающих пожелания сторон и их разногласия, тем лучше. Распределите их по степени важности и приемлемости.

4. Сформулируйте признаки достижений. Что послужит как для вас, так и для коллектива знаком того, что ситуация решена, намеченные цели достигнуты? Что будет для вас символом того, что все проблемы и разногласия преодолены?

5. Заключите договор о сотрудничестве. Если к этому моменту уже чувствуются позитивные настроения, самое время заключить договор о сотрудничестве и отразить в нем цели, действия сторон, формы взаимодействия. Пусть он будет условным, зато подчеркнет, насколько это важно для вас.

6. Чтобы убедиться, что выбранное направление было правильным, оцените достигнутые результаты. Можно запланировать несколько встреч с коллективом и прокомментировать на них происходящее, подвести промежуточные итоги и сделать выводы о том, какие стратегии управления конфликтом оказались наиболее эффективными.

Подготовлено по материалам журнала Финансовый директор.

Если вы еще не оформили подписку на газету, получите гостевой доступ, и в течение трех дней вы сможете читать все материалы совершенно бесплатно.

Есть вопрос? Наши эксперты помогут за 24 часа! Получить ответ Новое

О admin

x

Check Also

Бухгалтерская отчетность в 2015 году

Бухгалтерская отчетность в 2015 году Бухгалтерская отчетность организации в 2015 году Бухучет ведут все компании. В том числе на упрощенке и вмененке. А значит, отчитываться ...

Заявление о зачете сумм излишне уплаченных страховых взносов ФСС

Заявление о зачете излишне уплаченных страховых взносов ФСС Новый порядок сильно упростил работу бухгалтеров и дал возможность проводить зачет взносов по разным видам страхования, но ...

Инспекторам запретили блокировку счета за несдачу декларации

Инспекторам запретили блокировку счета за несдачу декларации ФНС запретила проводить блокировку счета налоговой, если компания не сдаст вовремя квартальную декларацию по налогу на прибыль. Такой ...

Календарь бухгалтера на июль 2016

Календарь бухгалтера на июль 2016 Статистическая отчетность по форме № П-1 Организации с численностью более 15 человек (кроме малых и микропредприятий, бюджетных организаций, банков, страховых ...